Предложения по внесению изменений в Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 624
В течении нескольких последних лет было принято большое количество новых сводов правил в области строительства. К сожалению, не все разработчики сводов правил выполняют должным образом анализ требований действующих стандартов и сводов правил. В результате, возникло большое количество противоречий в требованиях к одному и тому же объекту стандартизации.
В целях выявления и устранения противоречивых требований 19.09.2017 года в Аппарат Правительства Российской Федерации было направлено письмо с предложениями по внесению изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 624 Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил.
Текст письма:
Предложения по внесению изменений в Постановление Правительства от 1 июля 2016 года N 624 Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил.
В настоящее время в национальных нормативных документах имеется большое количество противоречий в требованиях к одному и тому же объекту стандартизации.
Например, стандартными напряжениями в соответствие с ГОСТ 32144-2013 (п. 4.2.2 – 3 абзац) считаются напряжения 220/380 В. А согласно ГОСТ 29322-2014 (п. 3.1, Таблица 1) 230/400 В.
Имеется так же до сих пор действующий стандарт ГОСТ 23366-78, в соответствии с которым номинальные напряжения принимаются:
- на выходах источников и преобразователей электроэнергии – 230/400 В (Таблица 2);
- на нагрузке – 220/380 В (Таблица 1).
В сводах правил Минстроя РФ и МЧС РФ уже содержатся десять! противоречащих друг другу определений термина «высота здания». Указания на конкретные своды правил и соответствующие пункты содержатся в статье «Правила определения высоты зданий» по ссылке в сети интернет: https://electromontaj-proekt.ru/nashi-stati/obsuzhdaem-gosty-snip-pue/pravila-opredeleniya-vysoty-zdaniy/ .
Хотя в соответствии с требованиями 5.4 рекомендаций Р 50.1.075-2011 «Разработка стандартов на термины и определения», утвержденными и введенными в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2011 г. N 35-ст, у термина должно быть одно определение в пределах терминосистемы данной области науки и техники:
5.4 Термин и выражаемое им понятие в пределах терминосистемы данной области науки и техники должны однозначно соотноситься между собой, т. е. термин должен выражать только одно понятие, и, наоборот, одно понятие должно выражаться только одним термином. Нарушением такого соответствия являются многозначность (омонимия) и синонимия. [Р 50.1.075-2011, 5.4 (первый абзац)] |
Некоторые другие противоречия требований нормативных документов описаны в статье «Противоречия в стандартах» по ссылке в сети интернет: https://electromontaj-proekt.ru/nashi-stati/obsuzhdaem-gosty-snip-pue/protivorechiya-v-standartah/ .
При разработке сводов правил и стандартов разработчики не всегда проводят качественный анализ действующих нормативных документов, вследствие чего в настоящее время через каждые один – два года количество противоречий удваивается.
В связи с этим, можно предположить, что в недалеком будущем качественное проектирование зданий и инженерных систем станет практически невозможным. Значительно увеличиваются сроки согласования и утверждения проектов, на любой стадии проектирования и существования объекта могут быть выдвинуты различными проверяющими замечания, существенно влияющие на издержки по объекту и в целом в масштабах экономики страны.
Наличие противоречий в нормативных документах не соответствует:
а). Федеральному закону от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
Согласно статье 3 Цели и задачи стандартизации (пункту 2 перечислению 3)
2. Цели стандартизации достигаются путем реализации следующих задач:
3) оптимизация и унификация номенклатуры продукции, обеспечение ее совместимости и взаимозаменяемости, сокращение сроков ее создания, освоения в производстве, а также затрат на эксплуатацию и утилизацию.
Согласно статье 4 Принципы стандартизации (перечислению 9):
Стандартизация в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
9) непротиворечивость национальных стандартов друг другу.
б). Стандарту ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены.
3.3.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны:
- быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.3) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил;
- детализировать требования технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации, если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента.
в). Общим принципам стандартизации, технического регулирования в части соответствия здравому смыслу и обоснованности требований как содействующими техническому и социально-экономическому развитию Российской Федерации.
Для устранения вышеперечисленных проблем в сводах правил необходимо внести в Постановление Правительства от 1 июля 2016 года N 624 следующие дополнения и изменения:
1). Добавить Приложение N4 следующего содержания:
Приложение N4
Сводка противоречий требований разработанного СП с требованиями действующих нормативных документов
Приложение N 4
к Правилам разработки, утверждения,
опубликования, изменения и отмены
сводов правил
Структурный элемент свода правил |
Требования к объекту стандартизации, содержащиеся в структурном элементе разработанного СП |
Требования к объекту стандартизации, содержащиеся в других нормативных документах, противоречащие требованиям разработанного свода правил |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Примечания.
1. В графе 1 следует указать номер главы, пункта, разработанного СП;
2. В графу 2 следует внести требования к объекту стандартизации, принятые в указанном в графе 1 структурном элементе разработанного СП;
3. В графу 3 следует внести требования к объекту стандартизации, противоречащие требованиям, принятым в разработанном СП и указать номер нормативного документа и структурный элемент, в котором содержатся эти требования;
4. В графе 4 следует дать обоснованное пояснение, по какой причине были отклонены требования действующего нормативного документа, указанного в графе 3, например, требования устарели, некорректны, или требуют уточнения.
2). В раздел II. Организация разработки и утверждения сводов правил, в часть 4 добавить абзац следующего содержания:
Если в разработанном своде правил имеются требования, противоречащие требованиям других действующих национальных нормативных документов к аналогичному объекту стандартизации, то в состав свода правил необходимо включить сводку противоречий требований разработанного СП с требованиями действующих нормативных документов согласно приложения N4.
3). В раздел II. Организация разработки и утверждения сводов правил, в часть 9 добавить абзац следующего содержания:
Если результаты публичного обсуждения показывают, что сводка противоречий требований разработанного СП с требованиями действующих нормативных документов выполнена не надлежащим образом и в ней не учтены требования других нормативных документов, противоречащие основным положениям разработанного свода правил, то проект свода правил подлежит доработке с последующим повторным публичным обсуждением.
Заключение
1. Принятие предложенных изменений и дополнений позволит повысить ответственность разработчиков сводов правил, выявить имеющиеся противоречия в сводах правил, что обеспечит достижение целей стандартизации в Российской Федерации.
2. Аналогичные сводки противоречий следует составлять и при разработке стандартов.
Виктор Чернов
19.09.2017
Ответ на обращение
18 октября 2017 г. на обращение внести в постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 624 дополнения и изменения пришел нижеследующий ответ (№ ПГ-10-7351 от 18.10.2017):
Департамент государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России рассмотрел Ваше обращение, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. № П48-161622, и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Закон) документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона применение национального стандарта Российской Федерации (далее – стандарт) является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции стандарту, в том числе в случае применения обозначения стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации.
Также сообщаем, что в соответствии с примечанием «а» к таблице 1 пункта 3.1 ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) «Напряжения стандартные» значение 230/400 В является результатом эволюции систем 220/230 В, которые завершили использовать в Европе и во многих других странах, однако системы 220/380 В до сих пор продолжают применять.
В части наличия разногласий в терминологии сводов правил на идентичные объекты стандартизации сообщаем, что свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются разработчиком в установленной сфере деятельности.
Росстандарт наделен полномочиями по регистрации сводов правил, а утверждение сводов правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти в соответствии с установленной сферой деятельности.
Дополнительно сообщаем, что здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) являются объектом технического регулирования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Во исполнение требований настоящего Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также приказом Росстандарта от 30 марта 2015 г. № 365 утвержден Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Настоящие Перечни не содержат документов по стандартизации, указанных в обращении.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений М.М. Копкина
Скачать:
ответ на обращение внести изменения в пп 624 в формате pdf
Выводы
Из официального ответа Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений можно сделать следующие выводы:
1. Ответ не содержит информации по существу обращения.
2. Росстандарт только регистрирует своды правил и не имеет полномочий требовать от разработчиков сводов правил вносить в них какие-либо изменения.
3. Росстандарт не распространяет требования Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" и основополагающих стандартов, в частности ГОСТ Р 1.2-2016, на действующие стандарты и своды правил, не входящие в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», или в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
4. Руководство Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений не считает нужным предпринимать какие-либо меры по уменьшению количества противоречий в сводах правил.
В обращении была приведена ссылка на статью https://electromontaj-proekt.ru/nashi-stati/obsuzhdaem-gosty-snip-pue/pravila-opredeleniya-vysoty-zdaniy/, в которой приведены противоречащие друг другу способы измерения высоты зданий и правила классификации зданий на высотные и обычные, содержащиеся в сводах правил. При этом, рассматриваемые в статье своды правил СП 54.13330.2016, СП 118.13330.2012, СП 160.1325800.2014, СП 253.1325800.2016, СП 267.1325800.2016 входят в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (с изменениями на 24 августа 2017 года).
И, тем не менее, Росстандарт, судя по ответу на обращение, не намерен вносить в «Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил» изменения и дополнения, которые бы позволили на этапе разработки сводов правил в значительной мере снизить количество содержащихся в них противоречий.
5. В России отсутствует единая государственная политика в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений, распространяющая свое действие и на стандарты, и на своды правил.
В результате чего в документах по стандартизации содержится большое количество противоречащих друг другу требований к одному и тому же объекту стандартизации.
К ОГЛАВЛЕНИЮ (Все статьи сайта)