Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Архитектурно-художественное освещение мостов

Работы, связанные с художественным освещением мостов, имеют много особенностей и требуют выполнения ряда специальных мероприятий. В статье кратко рассмотрены основные особенности проектирования архитектурно-художественного освещения мостов.

1. Обследование мостов

1.1 При обследовании моста следует определить:

- предпочтительные места прокладки кабелей освещения с учетом существующих инженерных коммуникаций и согласовать их с эксплуатирующей мост организацией;

- возможные места установки осветительных приборов;

- конструктивные особенности моста, от которых зависят способы крепления осветительных приборов и конструкций для их установки;

- места расположения деформационных швов (деформационных зазоров);

- место установки щитка наружного освещения и шкафа управления;

- место установки антенны, если предусматривается дистанционное управление осветительной установкой;

- точку подключения щитка наружного освещения (ВРУ, номер ввода, номер трансформаторной подстанции);

- трассы прокладки кабелей от щитка наружного освещения к осветительным приборам (светильникам) и от питающего ВРУ (щита) до щитка освещения.

1.2 Для мостов через судоходные реки и каналы необходимо получить информацию об имеющихся знаках и огнях судоходной сигнализации на мосту и расположенных в непосредственной близости от него береговых и плавучих знаках и огнях (места расположения, размеры, цвет и вид раскраски навигационных знаков, а также характер, цвет и взаимное расположение навигационных огней).

1.3 Для железнодорожных мостов необходимо получить информацию о типе электрификации железной дороги (напряжение и род тока).

 

2 Расстановка осветительных приборов на мостах

2.1 Архитектурно-художественное освещение моста должно способствовать улучшению ансамблевой взаимосвязи моста с архитектурой города и композиционной связи с прилегающими улицами.

2.2 Рекомендуется соблюдать единство стиля освещения для всего моста.

2.3 Не допускается создавать помехи участникам дорожного движения и машинистам поездов.

2.4 При освещении мостов через судоходные реки следует выполнять требования 7.7 ГОСТ 26600-98 «Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия (с Изменением N 1)», для недопущения создания помех для судоводителей.

Поверхность русловых опор судоходных пролетов мостов, обращенная в сторону судового хода, и указатели (полосы) отметки расчетного высокого судоходного уровня воды в темное время суток должны быть освещены. Все лампы, в том числе и предназначенные для освещения проезжей части моста, видимые со стороны судового хода, должны быть оснащены защитными устройствами, исключающими создание помех для судоводителей.

[ГОСТ 26600-98, пункт 7.7]

 

2.5 Располагать осветительные приборы на мостах через судоходные реки следует с учетом имеющихся знаков и огней судоходной сигнализации, перечисленных в пунктах 1.2 и 2.6.

При необходимости следует использовать защитные козырьки и экраны для недопущения засвечивания знаков и огней.

Если освещенная часть моста является фоном для береговых или плавучих знаков и огней, то необходимо учитывать, что освещенный мост может ухудшить видимость знаков.

При использовании осветительных приборов систем RGB и RGBW следует выбрать цвета излучения, которые имеют большой контраст с навигационным знаком и не ухудшают его видимости.

Цвета знаков и огней, применяемых для навигационных знаков, следует принимать по ГОСТ 26600.

2.6 Эксплуатация смонтированной осветительной установки на мосту через судоходную реку допускается после испытаний на ночную дальность видимости знаков, в том числе береговых и плавучих, на которые попадает излучение осветительных приборов или для которых освещенные участки моста являются фоном. Испытания проводят по программе и методике, утвержденной в установленном порядке для испытуемых знаков.

Испытаниям на ночную дальность видимости знаков подвергаются во всех случаях указатель оси судового хода, указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах, знак «Соблюдай подмостовой габарит!», створные и габаритные огни.

При использовании осветительных приборов систем RGB и RGBW, которые могут изменять по заданной программе цвет светового излучения, испытания следует проводить при разных цветах излучения.

Примечание – Если на берегу установлен, например, навигационный знак красного цвета, то при использовании светового излучения красного цвета или его оттенков, может ухудшиться видимость навигационного знака, если освещенные участки моста являются для этого знака фоном.  

2.7 В зимний период для архитектурно-художественного освещения моста через судоходную реку (при отсутствии судоходного движения) могут быть применены дополнительные осветительные приборы, отключаемые на период от весеннего ледохода до осеннего ледостава. Так же в зимний период могут быть изменены цвета излучения светильников RGB и RGBW.

На электрической схеме щитка наружного освещения должны быть указания о необходимости отключения соответствующих аппаратов защиты (или перевода переключателя управления в требуемое положение) на период судоходного движения. Так же на корпусе щитка освещения должны быть соответствующие надписи.

 

3 Электропроводки на мостах

3.1 Для прокладки электропроводок преимущественно следует использовать имеющиеся кабеленесущие системы.

3.2 Необходимо учитывать перемещения, деформации и колебания пролетных строений моста.

В местах пересечения деформационных швов кабеленесущие системы, расположенные по обе стороны от шва не должны иметь между собой жесткого крепления. Металлические кабеленесущие системы должны быть соединены гибким проводником уравнивания потенциалов.

Кабели в этих местах должны иметь достаточный запас длины, обеспечивающий их целостность при перемещениях строительных конструкций.

3.3 Для всех элементов крепления кабелей, коробов, осветительных приборов и конструкций для из установки, необходимо предусмотреть меры против самораскручивания резьбовых соединений вследствии вибраций конструкций моста.

3.4 Для железнодорожных мостов необходимо учитывать тип электрификации железной дороги и особенности выполнения осветительных сетей в зависимости от используемого напряжения. При проектировании архитектурно-художественного освещения железнодорожных мостов следует дополнительно руководствоваться инструкциями и сводами правил министерства путей сообщения и министерства транспорта, в частности [1]…[3].

Примечание – В ряде случаев, например, при переменном напряжении 27 кВ, может потребоваться изоляция металлических корпусов осветительных приборов относительно сооружений моста и дополнительная изоляция прокладываемых кабелей питания осветительных приборов. В каждом конкретном случае следует согласовывать все принимаемые технические решения со службами эксплуатации моста и железной дороги.

3.5 В сметную стоимость строительно-монтажных работ по монтажу осветительной установки архитектурно-художественного освещения моста через судоходные реки должны быть включены статьи на испытания на ночную дальность видимости знаков судоходной сигнализации в соответствии с пунктом 2.6 и на пуско-наладочные работы, выполняющиеся по результатам испытаний.

 

Библиография.

[1] Инструкция по заземлению устройств энергоснабжения на электрифицированных железных дорогах. ЦЭ-191

[2] Правила содержания контактной сети, питающих линий, отсасывающих линий, шунтирующих линий и линий электропередачи. Утверждены Распоряжением ОАО "РЖД" от 25.04.2016 № 753р в редакции Распоряжения ОАО "РЖД" от 25.01.2021 № 111/р

[3] СВОД ПРАВИЛ Тяговое электроснабжение железной дороги

[4] Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог. ЦЭ-868 – действие документа отменено.

Виктор Чернов

27.02.2021 г.

Читайте так же:

Архитектурно-художественное освещение

Концепции архитектурно-художественного освещения

Наружное архитектурное освещение

Наружное архитектурное освещение – часть 2

Наружное освещение

Наружное освещение в фотографиях